"Andrey Rublev" from Andrey Tarkovskiy  


Газета "Монд" 21 ноября, 1969
Нет ничего более прекрасного в области кино, чем фильм Тарковского"Андрей Рублев", ибо он более, чем шедевр. Это фильм фильмов, как Библия - книга книг.


о фильме
Андрей Рублев
режиссер...Андрей Тарковский сценарий...Андрей Кончаловский, Андрей Тарковский оператор...Вадим Юсов главные роли...Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько, Юрий Никулин и др. производство... СССР, 1966

Фильм "Андрей Рублев" (авторское название фильма «Страсти по Андрею») – это несколько новелл о жизни великого русского иконописца 14-15 веков. Центральная идея фильма – художник и его время. Андрей Рублев жил и творил в средневековой Руси, в период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига. Это эпохальное полотно (две серии — почти три часа), в котором отражены многие аспекты русской жизни того времени. Это и насильственный переход от язычества к христианству, и смертная вражда братьев-князей, и призыв к совести, находящий свой отклик. Князь, захвативший стольный Владимир и сбросивший своего старшего брата, разоривший и город, и храм, потопивший их в крови и отдавший их на поругание, видимо раскаивается еще в момент захвата города. Нет радости в его лице при виде горящего посада и резвящихся татар, призванных им в союзники. Не только желание прославить себя, но ,прежде всего, совесть, желание заслужить прощение в памяти народной, заставляет его заново отстроить храм. «Я теперь сколь хочешь серебра у князя выпрошу на колокол» - смеется юный мастер колокольного дела.
Развернутая картина народной жизни заставляет нас поверить в практически реальное наше существования в фильме. Совпадение реального и экранного времени, потрясающая достоверность персонажей, панорамность изображения, плавное, непрерывное движение камеры в кадре – все это создает иллюзию присутствия. Впадаешь в состояние какого-то восторженного транса, глазами и ушами впитывая все происходящее.
Духовный путь главного героя, сложный и трагический, от светлой, наивной любви к миру и людям, через разочарование, отвращение человека, ужаснувшегося окружающими его низостью и преступностью человеческого рода, идет к новому обретению веры, к прощению и принятию людей. Восхищение ребенком, взявшим на себя ответственность за свой талант при создании большого колокола, его победа и бескорыстное служение славе своего народа потрясли стареющего художника и заставили снова полюбить свое призвание.
Идею фильма о Рублеве придумал актер Василий Ливанов, и рассказал Андрею Тарковскому и Андрону Михалкову-Кончаловскому, приехав к ним на дачу. Главную роль, по Ливанову, должен был сыграть он сам. Было это то ли весной, то ли в начале лета. Тарковский и Кончаловский, загоревшись, за лето написали сценарий. Когда Ливанов post factum (осенью) узнал об этом, он смертельно обиделся. Произошла первая ссора — после этого долгие годы Ливанов не разговаривал с обоими авторами сценария. Второе столкновение, такое же необратимое, случилось во время монтажа: у Андрея и Андрона были разные мнения по этому поводу. Так фильм "Андрей Рублев" навсегда поссорил трех замечательных мастеров. Интересно, что все это нашло свое отражение в фильме . Кирилл подает Феофану Греку идею прислать в Андроников монастырь гонца. Феофан его присылает, но не за Кириллом, а за Андреем Рублевым. Как отреагировал Кирилл, знают все, кто смотрел. Потом, уже получив заказ расписать храм, Андрей ссорится с Даниилом. Трое художников, которые сначала шли вместе, в итоге остаются порознь.
И еще. Лично мне очень импонирует в фильме то, что устойчивость ига понимается не как изуверская власть кочевников, а как нежелание русских князей объединиться, поступиться своей властью ради общего блага. Немая, прибившаяся к монахам, появляется в последних кадрах фильма нарядная, со служкой, ведущим в поводу белого коня. Очевидно, что татарин, взявший ее покатать, сверх ожиданий монахов, взял ее в жены. Так иноземные народы ценят в русских то, чего мы сами не ценим в себе.


Далее
еще один самый любимый фильм
Андрей Тарковский
главная страница
Напишите мне


 

Используются технологии uCoz